В психолого-педагогической литературе достаточно часто употребляется выражение «аддиктивное поведение» - это склонность подростка к приобретению вредных привычек. В школе достаточно много внимания уделяется борьбе с вредными привычками учащихся. Давайте попробуем разобраться в том, что называется словом «привычка».

Вся наша жизнь - это совокупность различных привычек, в которых человек

упражняется в течение всей жизни. Сначала человеку достаточно трудно, затем все легче и легче упражняться в привычном деле. И если вдруг, в силу обстоятельств, человек меняет привычку, сделать новую привычку своей, родной достаточно непросто. Добиться результатов можно лишь в том случае, если упражнения постоянны и нужны самому человеку. Известный американский ученый Джемс сказал: «Привычка – это капитал, приобретенный в ходе упражнений. Их надо сначала копить, а потом жить на проценты с этого капитала». Нет никого несчастнее, чем человек, который должен каждый день решать, когда ему вставать, то одеть и т.д.

Как можно воспитать положительную привычку у подростка? Для этого нужно знать пять важных правил.

Первое правило – для того, чтобы воспитать в человеке положительную привычку, необходимо научить его осознавать, что жизнь без нее превращается в катастрофу. Ученик безответственен – это приводит к опозданиям, невыученным урокам, отрицательным учебным результатам и т.д.

Правило второе – человек должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной привычки. Можно 1000 раз повторить ребенку, что у него плохая привычка, но это не приведет к исправлению. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек. Даже если для этого необходимо проявить твердость и жестокость.

Правило третье – необходимо учить человека использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка в положительных привычках приводит к их закреплению и становиться «второй натурой».

Четвертое правило – нельзя бесконечно говорить обладателю плохой привычки. Что он – ее хозяин.

Многие учащиеся и так хорошо знают. Что у них есть плохие привычки. Надо быть среди подростков очень авторитетным человеком. Чтобы они стали прислушиваться к взрослым и хотели исправить свои привычки.

Правило пятое – для проявления положительных привычек нужно создавать условия. Но для этого нужно знать, какие вредные привычки стали частью, образа жизни подростка.