Адекватное социальное поведение – понятие сложное, многогранное, трудно формализуемое и в чем-то неуловимое. Безусловно оно регламентировано; в то же время какой-то однозначной нормы «правильного» социального поведения в той или иной ситуации нет и, к счастью, не может быть. Осмысленное принятие правил (а иногда, в соответствии с адаптивной задачей – осознанное их нарушение), свобода в завязывании, развитии и прекращении социального контакта, установление комфортной дистанции, внимание к собеседнику и чуткое соотнесение своего и чужого внутреннего мира – вот далеко не полный перечень важнейших составляющих этого понятия.
Трудности свободного и гибкого, адаптивного применения наработанных социальных навыков в соответствии с конкретной задачей отмечаются практически при всех нарушениях развития. Особенно отчетливо они проявляются в случае расстройств аутистического спектра, которые как раз и характеризуются стойким сочетанием нарушений контакта с окружающими людьми и недостаточной гибкости, стереотипизации взаимодействия со средой в целом. Для аутичных людей даже с высоким интеллектом и достаточно высоким уровнем общей адаптации, как правило, затруднительны вступление в ситуативные социальные взаимодействия, поддержание в них адекватной дистанции и границ, отстаивание своих интересов и решение собственных задач, адекватный учет обратной связи от партнера по взаимодействию.
Работа по развитию адаптивного социального поведения должна быть комплексной и требует согласованных действий специалистов и близких. Это направление помощи нельзя сводить исключительно к выработке социально приемлемых форм поведения, т.е. здесь нельзя работать только на уровне поведения, навыков. Причин тому несколько. Во-первых, невозможно выработать правильные формы поведения на все случаи жизни. Мама аутичной девочки, написавшая ставшие знаменитыми книги о воспитании дочери, сказала об этом так: «Можно обучить ее одному новому умению, пяти, десяти… Вот только нормальный восьмилетний ребенок владеет сотнями подобных умений» (C.Park, 1982). Во-вторых, аутичному человеку нужна постоянная, практически пожизненная помощь в осмыслении социальных правил и, шире – социального взаимодействия. Кратко это можно сформулировать так: без понимания ситуации невозможно достичь гибкости реагирования. Без должной помощи в осмыслении, понимании, «прочувствовании» мира людей освоенные правильные формулы социального взаимодействия не могут добавить внутренней свободы, спонтанности, адаптивности во внутренний мир страдающего аутизмом ребенка.
В то же время совсем без отработки правильных форм социального поведения с аутичными детьми не обойтись. Однако в такой работе важно избегать любой механистичности, бессмысленности. Механически отработанные правила, скорее всего, не будут переноситься аутичным подростком или молодым человеком в спонтанное общение и использоваться в реальных коммуникативных ситуациях: известно, что аутисты с трудом переносят усвоенный в одной ситуации навык в другой контекст, а новые знания, правила и умения легко могут превращаться у них в очередное орудие аутостимуляции. Поэтому обучение социальным правилам обязательно должно происходить в контексте ситуативной необходимости. Так, в процессе реального общения подросткам и взрослым с расстройством аутистического спектра часто приходится напоминать о необходимости соблюдения следующих, вроде бы достаточно очевидных, правил:
-
не перебивать собеседника, не говорить одновременно с другими участниками беседы, а если по какой-то причине все же необходимо перебить, то извиниться за это, обратить на себя внимание каким-то приемлемым, не грубым способом;
-
при обращении к собеседнику называть его по имени (имени-отчеству);
-
периодически спрашивать собеседника, интересна ли ему тема разговора, готов ли он продолжать его и т.п.;
-
если что-то не нравится, если хочется отказаться от какого-то предложения, спокойно сказать «нет, я не согласен», «нет, я этого не хочу» и т.п.
Последнее особенно важно, так как зачастую аутичным детям трудно отстаивать свое мнение и интересы, они легко подвержены психологическому манипулированию. Отработка столь сложного умения – сказать «нет» – должна вестись параллельно с работой, направленной на повышение общей коммуникативной активности и инициативности, на осмысление мира социальных взаимодействий.
Человеку с аутизмом трудно, что называется, «поставить себя на место другого». В повседневном общении с аутистом часто возникает необходимость помогать в соотнесении собственного и чужого опыта: например, такой человек может упоминать в разговоре имена знакомых или членов своей семьи, не задумываясь, знакомы ли упоминаемые люди его собеседникам. В таких случаях уместно напомнить: «Нам надо объяснить, о ком ты говоришь», или «озадачить» вопросом: «Как ты думаешь, мы знаем человека, о котором ты рассказываешь?» При случае полезно обсуждать такое понятие, как «общие знакомые», помогать соотносить круг знакомых аутичного подростка с теми, кого знает тот или иной его собеседник.
Большое значение для повышения самостоятельности, улучшения качества жизни страдающего аутизмом человека и его близких, а в немалой степени и для его безопасности имеет освоение социальных ролей (прохожего, пассажира общественного транспорта, клиента, покупателя и т.д.), овладение связанными с этими ролями ситуативными социальными взаимодействиями. И при освоении социальных ролей также важен баланс между отработкой приемлемого поведения и работой, направленной на понимание смысла такого поведения. Например, необходимо обсуждать с аутичным человеком, почему в транспорте или на улице не следует громко, во весь голос смеяться и разговаривать; или в чем заключается справедливость принципа очереди; или как можно, не толкаясь, «проложить» себе дорогу к выходу в заполненном людьми автобусе. Страдающему аутистическими расстройствами, скорее всего, никогда не будет легко в социальных взаимодействиях, он вряд ли будет с легкостью вступать в контакт и интуитивно, но при этом точно определять правила и границы в тех или иных отношениях; но все же помочь такому человеку возможно. Ориентиром для психокоррекционной помощи может служить достижение большей компетентности, свободы и понимания мира социальных отношений.
Помогая аутисту постичь сложный мир социальных взаимодействий, надо обязательно затрагивать еще одну тему: при всей разумности правил взаимодействия между людьми не все соблюдают их. Необходимо обсудить, что во все времена бывали люди «не очень воспитанные», но что поделаешь, главное стараться самому не нарушать правила. И не наша задача - учить всех случайно встреченных «нарушителей» принятым общественным нормам.
Понимание и принятие этого принципа очень важно для страдающих аутизмом, поскольку для них характерна склонность к чрезмерно аффективному реагированию на случаи нарушения социальных правил (вспомним один из приведенных примеров). Подобные ситуации, нередко «сцепленные» со страхом, легко превращаются в еще одно аутостимуляторное впечатление, бесконечно прокручиваемое в сознании.
Юноша долгое время чрезмерно оживленно эмоционально реагировал на любое услышанное случайно на улице ругательство: на лице появлялась хитрая улыбка, он обращался к собеседнику с вопросам: «А вы слышали. что сейчас сказал вон тот человек?» В дальнейшем подобное реагирование смягчилось. Молодой человек, уже достаточно самостоятельный и активный, стал посещать массовые политические митинги. Можно предположить, что это служит для него источником аффективных впечатлений того же рода, что и ругань прохожих в подростковые годы.
Таким образом, для успешной социальной адаптации аутичного молодого человека и ради его безопасности необходимо учить его, помимо прочего, еще и не вступать в конфликты, дистанцироваться от скандалов и прочих аффективно «заряженных» ситуаций взаимодействия людей, не пытаться «перевоспитывать» незнакомцев. Причем, обсуждая с аутистом подобные темы, необходимо сохранять максимально нейтральный тон, подбирать эмоционально нейтральные слова, чтобы не фиксировать аутичноro человека, склонного к аутостимуляторному проигрыванию одних и тех же напряженных и, скорее всего, связанных со страхами впечатлений, на теме асоциального поведения людей. Наоборот, нужно стараться создать у него ощущение спокойной компетентности: «Я знаю, что надо делать в подобной ситуации".
С некоторыми аутичными людьми возможно проигрывание тех или иных сложных для них коммуникативных ситуаций. При работе можно также использовать ситуации «игры», ситуации «понарошку» – «проигрывать» различные ситуативные социальные взаимодействия и, когда та или иная ситуация будет уже в целом «оттренирована», дозировано добавлять в подобную игру элементы неожиданности, непредвиденных обстоятельств.
Например, при разыгрывании посещения парикмахерской, банка или других мест с общей очередью сначала следует обратить внимание на общее правило – важно узнать, кто последний в очереди, и запомнить. Затем можно ввести дополнительное обстоятельство – «последний в очереди мужчина занял очередь и вышел, сказав, что скоро вернется» – и обыграть адекватное поведение посетителя в этом случае.
Полезно обсуждать и разыгрывать и какие-то конфликтные ситуации, особенно те, в которых аутичному человеку нужно отстоять свои права, отказать в выполнении чужой просьбы, противостоять манипуляциям и т.д. Как и с нормально развивающимися подростками, эту работу эффективнее проводить в группе, с каждым из участников которой можно обсудить тот или иной способ поведения в непростой ситуации.
Необходимо отдавать отчет в том, что проведение подобных тренингов, ролевых игр отнюдь не означает, что освоенное в игровой ситуации поведение обязательно будет перенесено в жизнь. Как известно, для аутистов вообще свойственны значительные трудности переноса новых умений и знаний из одной ситуации в другую. В реальной жизненной ситуации, при столкновении с какой-то неожиданностью, аутичный человек может и не вспомнить, что когда-то он сталкивался с подобной ситуацией «понарошку» И все же такая работа имеет смысл: это в конечном счете работа на интеграцию, объединение частей «разорванной», «несвязанной», «некогерентной» (U. Frith) картины мира аутичного человека. Чтобы она стала более эффективной, нужно поддерживать постоянный контакт с его близкими, предлагая им провоцировать применение в реальных жизненных обстоятельствах тех навыков, которые тренировались на занятиях.
Хочется еще раз подчеркнуть: специализированная целенаправленная работа - тренинги, ролевые игры и т. п. должна сочетаться с более общей психокоррекцией, целью которой является повышение у аутичного подростка и молодого человека активности и интереса к миру, развитие понимания себя и возможности вербально выразить свой внутренний мир. Если сфера собственных желаний, предпочтений, ценностей аутичного человека будет хотя бы в некоторой степени дифференцирована и осознана, то и внешний мир, другие люди станут для него более понятными и привлекательными. Большое значение для достижения этих целей имеет развитие диалога. В диалогических групповых формах общения можно как тренировать формы адекватного взаимодействия с другими людьми, так и создавать поле общих переживаний и впечатлений, создавать почву для доброжелательного обмена мнениями, что важно для развития понимания себя и других. В Институте коррекционной педагогики РАО накоплен долговременный опыт групповой работы с аутичными людьми, преследующей названные цели.
Костин И.А. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №7/2011г.