О формировании адекватного социального поведения у подростков, страдающих аутистическими расстройствами

 

О формировании адекватного социального поведения у подростков, страдающих аутистическими расстройствами

 

Адекватное социальное поведение – понятие сложное, многогранное, трудно формализуемое и в чем-то неуловимое. Безусловно оно регламентировано; в то же время какой-то однозначной нормы «правильного» социального поведения в той или иной ситуации нет и, к счастью, не может быть. Осмысленное принятие правил (а иногда, в соответствии с адаптивной задачей – осознанное их нарушение), свобода в завязывании, развитии и прекращении социального контакта, установление комфортной дистанции, внимание к собеседнику и чуткое соотнесение своего и чужого внутреннего мира – вот далеко не полный перечень важнейших составляющих этого понятия.

Трудности свободного и гибкого, адаптивного применения наработанных социальных навыков в соответствии с конкретной задачей отмечаются практически при всех нарушениях развития. Особенно отчетливо они проявляются в случае расстройств аутистического спектра, которые как раз и характеризуются стойким сочетанием нарушений контакта с окружающими людьми и недостаточной гибкости, стереотипизации взаимодействия со средой в целом. Для аутичных людей даже с высоким интеллектом и достаточно высоким уровнем общей адаптации, как правило, затруднительны вступление в ситуативные социальные взаимодействия, поддержание в них адекватной дистанции и границ, отстаивание своих интересов и решение собственных задач, адекватный учет обратной связи от партнера по взаимодействию.

Работа по развитию адаптивного социального поведения должна быть комплексной и требует согласованных действий специалистов и близких. Это направление помощи нельзя сводить исключительно к выработке социально приемлемых форм поведения, т.е. здесь нельзя работать только на уровне поведения, навыков. Причин тому несколько. Во-первых, невозможно выработать правильные формы поведения на все случаи жизни. Мама аутичной девочки, написавшая ставшие знаменитыми книги о воспитании дочери, сказала об этом так: «Можно обучить ее одному новому умению, пяти, десяти… Вот только нормальный восьмилетний ребенок владеет сотнями подобных умений» (C.Park, 1982). Во-вторых, аутичному человеку нужна постоянная, практически пожизненная помощь в осмыслении социальных правил и, шире – социального взаимодействия. Кратко это можно сформулировать так: без понимания ситуации невозможно достичь гибкости реагирования. Без должной помощи в осмыслении, понимании, «прочувствовании» мира людей освоенные правильные формулы социального взаимодействия не могут добавить внутренней свободы, спонтанности, адаптивности во внутренний мир страдающего аутизмом ребенка.

В то же время совсем без отработки правильных форм социального поведения с аутичными детьми не обойтись. Однако в такой работе важно избегать любой механистичности, бессмысленности. Механически отработанные правила, скорее всего, не будут переноситься аутичным подростком или молодым человеком в спонтанное общение и использоваться в реальных коммуникативных ситуациях: известно, что аутисты с трудом переносят усвоенный в одной ситуации навык в другой контекст, а новые знания, правила и умения легко могут превращаться у них в очередное орудие аутостимуляции. Поэтому  обучение социальным правилам обязательно должно происходить в контексте ситуативной необходимости. Так, в процессе реального общения подросткам и взрослым с расстройством аутистического спектра часто приходится напоминать о необходимости соблюдения следующих, вроде бы достаточно очевидных, правил:

  • не перебивать собеседника, не говорить одновременно с другими участниками беседы, а если по какой-то причине все же необходимо перебить, то извиниться за это, обратить на себя внимание каким-то приемлемым, не грубым способом;

  • при обращении к собеседнику называть его по имени (имени-отчеству);

  • периодически спрашивать собеседника, интересна ли ему тема разговора, готов ли он продолжать его и т.п.;

  • если что-то не нравится, если хочется отказаться от какого-то предложения, спокойно сказать «нет, я не согласен», «нет, я этого не хочу» и т.п.

Последнее особенно важно, так как зачастую аутичным детям трудно отстаивать свое мнение и интересы, они легко подвержены психологическому манипулированию. Отработка столь сложного умения – сказать «нет» – должна вестись параллельно с работой, направленной на повышение общей коммуникативной активности и инициативности, на осмысление мира социальных взаимодействий.

Человеку с аутизмом трудно, что называется, «поставить себя на место другого». В повседневном общении с аутистом часто возникает необходимость помогать в соотнесении собственного и чужого опыта: например, такой человек может упоминать в разговоре имена знакомых или членов своей семьи, не задумываясь, знакомы ли упоминаемые люди его собеседникам. В таких случаях уместно напомнить: «Нам надо объяснить, о ком ты говоришь», или «озадачить» вопросом: «Как ты думаешь, мы знаем человека, о котором ты рассказываешь?» При случае полезно обсуждать такое понятие, как «общие знакомые», помогать соотносить круг знакомых аутичного подростка с теми, кого знает тот или иной его собеседник.

Большое значение для повышения самостоятельности, улучшения качества жизни страдающего аутизмом человека и его близких, а в немалой степени и для его безопасности имеет освоение социальных ролей (прохожего, пассажира общественного транспорта, клиента, покупателя и т.д.), овладение связанными с этими ролями ситуативными социальными взаимодействиями. И при освоении социальных ролей также важен баланс между отработкой приемлемого поведения и работой, направленной на понимание смысла такого поведения. Например, необходимо обсуждать с аутичным человеком, почему в транспорте или на улице не следует громко, во весь голос смеяться и разговаривать; или в чем заключается справедливость принципа очереди; или как можно, не толкаясь, «проложить» себе дорогу к выходу в заполненном людьми автобусе. Страдающему аутистическими расстройствами, скорее всего, никогда не будет легко в социальных взаимодействиях, он вряд ли будет с легкостью вступать в контакт и интуитивно, но при этом точно определять правила и границы в тех или иных отношениях; но все же помочь такому человеку возможно. Ориентиром для психокоррекционной помощи может служить достижение большей компетентности, свободы и понимания мира социальных отношений.

Помогая аутисту постичь сложный мир социальных взаимодействий, надо обязательно затрагивать еще одну тему: при всей разумности правил взаимодей­ствия между людьми не все соблюдают их. Необходимо обсудить, что во все времена бывали люди «не очень воспи­танные», но что поделаешь, главное ­стараться самому не нарушать правила. И не наша задача - учить всех случайно встреченных «нарушителей» принятым общественным нормам.

Понимание и принятие этого при­нципа очень важно для страдающих ау­тизмом, поскольку для них характерна склонность к чрезмерно аффективно­му реагированию на случаи нарушения социальных правил (вспомним один из приведенных примеров). Подобные ситу­ации, нередко «сцепленные» со страхом, легко превращаются в еще одно ауто­стимуляторное впечатление, бесконеч­но прокручиваемое в сознании.

Юноша долгое время чрезмерно оживленно эмоционально реагировал на любое услышан­ное случайно на улице ругательство: на лице появлялась хитрая улыбка, он обращался к со­беседнику с вопросам: «А вы слышали. что сейчас сказал вон тот человек?» В дальнейшем подоб­ное реагирование смягчилось. Молодой человек, уже достаточно самостоятельный и активный, стал посещать массовые политические митин­ги. Можно предположить, что это служит для него источником аффективных впечатлений того же рода, что и ругань прохожих в подрос­тковые годы.

Таким образом, для успешной социаль­ной адаптации аутичного молодого чело­века и ради его безопасности необходимо учить его, помимо прочего, еще и не всту­пать в конфликты, дистанцироваться от скандалов и прочих аффективно «заряженных»  ситуаций взаимодействия людей, не пытаться «перевоспитывать» незнакомцев. Причем, обсуждая с аутистом подобные темы, необходимо сохранять максимально нейтральный тон, подбирать эмоциональ­но нейтральные слова, чтобы не фиксиро­вать аутичноro человека, склонного к ау­тостимуляторному проигрыванию одних и тех же напряженных и, скорее всего, свя­занных со страхами впечатлений, на теме асоциального поведения людей. Наоборот, нужно стараться создать у него ощущение спокойной компетентности: «Я знаю, что надо делать в подобной ситуации".

С некоторыми аутичными людьми воз­можно проигрывание тех или иных слож­ных для них коммуникативных ситуаций. При работе можно также использовать ситуации «игры», ситуации  «понарошку»  «проигрывать» различные ситуативные социальные взаимодействия и, когда та или иная ситуация будет уже в целом «оттренирована», дозировано добавлять в подобную игру элементы неожиданности, непредвиденных обстоятельств.

Например, при разыгрывании посещения парикмахерской, банка или других мест  с общей очередью сначала следует обратить внимание на общее правило – важно узнать, кто последний в очереди, и запомнить. Затем можно ввести дополнительное обстоятельство – «последний в очереди мужчина занял очередь и вышел, сказав, что скоро вернется»   и обыграть адекватное поведение посетителя в этом случае.

Полезно обсуждать и разыгрывать и какие-то конфликтные ситуации, особенно те, в которых аутичному человеку нужно отстоять свои права, отказать в выполнении чужой просьбы, противостоять манипуляциям и т.д. Как и с нормально развивающимися подростками, эту работу эффективнее проводить в группе, с каждым из участников которой можно обсудить тот или иной способ поведения в непростой ситуации.

Необходимо отдавать отчет в том, что проведение подобных тренингов, ролевых игр отнюдь не означает, что освоенное в игровой ситуации поведение обязательно будет перенесено в жизнь. Как извес­тно, для аутистов вообще свойственны значительные трудности переноса новых умений и знаний из одной ситуации в другую. В реальной жизненной ситуа­ции, при столкновении с какой-то не­ожиданностью, аутичный человек может и не вспомнить, что когда-то он сталки­вался с подобной ситуацией «понарош­ку» И все же такая работа имеет смысл: это в конечном счете работа на интегра­цию, объединение частей «разорванной», «несвязанной»,  «некогерентной» (U. Frith) картины мира аутичного человека. Что­бы она стала более эффективной, нужно поддерживать постоянный контакт с его близкими, предлагая им провоцировать применение в реальных жизненных об­стоятельствах тех навыков, которые тре­нировались на занятиях.

Хочется еще раз подчеркнуть: специ­ализированная целенаправленная рабо­та - тренинги, ролевые игры и т. п. ­должна сочетаться с более общей пси­хокоррекцией, целью которой является повышение у аутичного подростка и мо­лодого человека активности и интере­са к миру, развитие понимания себя и возможности вербально выразить свой внутренний мир. Если сфера собствен­ных желаний, предпочтений, ценнос­тей аутичного человека будет хотя бы в некоторой степени дифференцирована и осознана, то и внешний мир, другие люди станут для него более понятными и привлекательными. Большое значение для достижения этих целей имеет разви­тие диалога. В диалогических группо­вых формах общения можно как трени­ровать формы адекватного взаимодей­ствия с другими людьми, так и создавать поле общих переживаний и впечатлений, создавать почву для доброжелательного обмена мнениями, что важно для разви­тия понимания себя и других. В Инсти­туте коррекционной педагогики РАО на­коплен долговременный опыт групповой работы с аутичными людьми, преследу­ющей названные цели.

 

 Костин И.А. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №7/2011г.

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.10.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения